Укладка брусчатки

Укладка брусчатки

Одним из главным процессов в создании экстерьера вокруг Вашего пространства — это укладка брусчатки.

Перед укладкой брусчатки нужно составить четкое представление о територии и цели укладки плитки. Важно четко соблюдать правила технологических требований на каждом этапе укладке тротуарной плитки и условий ее эксплуатации, ведь от этого зависит эстетический и долговечный вид вашей территории.

Этап 1. Подготовка проекта.

Нужно составить план и схему укладки брусчатки на территории, в соответствии с этапами:

  • Определить размеры участка;
  • Определить нагрузки на поверхность участка;
  • Создание дизайн-проекта укладка тротуарной плитки;
  • Определить условия поверхностного водоотвода (продольные и поперечные наклоны) и необходимость применения дренажных систем;
  • Сделать подсчеты необходимого количества тротуарной плитки, бордюров и других элементов;

Этап 2. Подготовка площади мощения.

Разметив территорию согласно проекту, на месте укладки нужно снять верхний слой гумуса и плодородной почвы. Нестабильную почву необходимо дополнительно уплотнить и проложить геотекстилем, тщательно очистить грунтовое покрытие от корней деревьев и остатков растений. Также важно обеспечить дренажную грунтовую основу с необходимой проницаемостью стоков. При необходимости увеличить слой почвенного насыпи за счет подсыпки щебнем крупной фракции.

Очень важно определить уровень грунтовых вод. Если уровень грунтовых вод находится выше уровня укладки тротуарного покрытия, осуществить искусственное снижение вод за счет проведения дренажных работ.

Этап 3. Планирование и разметка участка.

Нужно определить границы участка и сделать разметку для установки бордюров с помощью колышков или металлических штифтов с обозначением уровня верхнего края брусчатки или бордюров. Наклон поверхности проецируется в зависимости от канализационных коммуникаций, однако рекомендуется выполнять его в пределах 1,5-2 ̊, что соответствует 1,5-2 см на метр длины. Далее нужно выровнять грунтовое покрытие котлована используя до 10 см слоя крупнозернистого песка, и утрамбовать дно котлована с помощью специальной Вибромашины (пылесосы).

Этап 4. Установление бордюров и поребриков

монтаж бордюра

монтаж поребрика

Функция бордюров и поребриков — это укрепление формы и контуров дорожного покрытия, своеобразная опалубка для мощения брусчаткой, сохранения его целостности и декоративное оформление. Для правильной установки бордюра необходимо выполнить следующие шаги:

  • определить границы участка и сделать разметку для установки бордюров;
  • выкопать траншею, что по уровню должно быть ниже первого слоя основания под брусчатку, а по ширине на 20 см больше чем толщина бордюра или поребрика;
  • дно траншеи утрамбовать и засыпать слоем песка;
  • далее в траншеи делается подушка из полусухого бетона толщиной 10-20 см, ее можно усилить цементно-песочной смесью примерно 3 см;
  • бордюр (поребрик) устанавливается непосредственно в траншею, выравнивается по высоте и выставляется под уровень, оставляя промежутки между бетонными элементами около 3 мм;
  • зафиксировать бордюр в правильном положении нужно засыпав его с обеих сторон полусухим бетоном;
  • примерно за сутки можно продолжать процесс укладки брусчатки.

Этап 4. Устройство несущего слоя.

Для несущего слоя можно применять любой морозостойкий и дренажный материал, например, мелкий гравий, щебень фракции 5-70 мм. Толщина несущего слоя для мест движения автотранспорта обязательно определяется проектом и, в зависимости от класса дороги, может быть от 30 до 90 см. Основу нужно уплотнить на 20% от начальной толщины для обеспечения надлежащей выносливости и прочности при эксплуатации. А для верхнего слоя основания нужно использовать материал фракции промежуточного значения между зернистостью подстилающего и несущего слоев, чтобы предотвратить смешивание этих двух слоев в процессе эксплуатации.

Этап 5. Устройство подстилающего слоя.

Для подстилающего слоя пригоден песок, мелкий щебень, гравий фр. 0-5 мм. Нужно иметь в виду, что толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна быть от 3 до 5 см. В особых случаях, например, мощение остановки автобусов, въездов и т.п., возможно добавление к подстилающего слоя вяжущего материала — цемента или гашеной извести (в соотношении от 1: 7 до 1: 8). Для покрытий в дальнейшем не будут подвергаться воздействию погодных условий (под навесом, внутри помещений), для подстилающего слоя рекомендуется применять цементно-песчаный раствор, увлажненный перед укладкой.

Этап 6. Укладка брусчатки.

Тротуарная плитка укладывается начиная от уже положенной поверхности или зафиксированного бордюра равномерными рядами согласно профиля укладки. Направление движения устройства должно идти от краев территории к центру. Контролируйте укладки каждого ряда с помощью шнура или нити, для обеспечения равномерного распределения плитки на площади. Ширина швов — 3-5 мм, в случае заполнения их песком и 8 мм если они фиксируются раствором или мастиками.

Укладка брусчатки без швов не допускается, ведь тогда неизбежны сколы ребер брусчатки при эксплуатации (вследствие температурных и силовых деформаций). Если участок предназначен для движения транспортных средств, плитку следует укладывать под углом к ​​направлению движения (это обеспечивает равномерное распределение нагрузки на каждый элемент, уменьшает шум от колес, предотвращает смещение брусчатки вдоль швов). Желательно вкладывать брусчатку из нескольких поддонов одновременно, ведь в результате особенностей технологии производства могут возникать отклонения в тоне плитки в разных поддонах. Необходимо учитывать то, что часть тротуарной плитки будет использована для подрезки и предусмотреть запас. Брусчатку не следует обрезать более чем на половину.

Этап 7. Заполнение швов.

После укладки плитки необходимо заполнить швы (промежутки между брусчаткой) для обеспечения эластичного распределения нагрузки между элементами. Для заполнения швов используют сухой промытый песок фракции 0-2 мм. После затирки швов остатки песка удаляются с поверхности и проводится уплотнение устроенного покрытия.

Этап 8. Уплотнение поверхности.

Поверхность устроенного покрытия рекомендуется уплотнять вручную резиновым молотком до устойчивого состояния. Допустим для брусчатки с фаской использовать уплотнения виброплитой весом до 200 кг, силой удара не более 20 кН и с обязательным амортизирующим резиновым покрытием на подошве прибора толщиной не менее 1 см. Уплотнение участка выполняют равномерно от краев к центру до момента достижения планового уровня поверхности и стабильности бетонных элементов. После проведенной операции возможно повторное заполнение швов и оголенных участков.

Основа под брусчатку

Для пешеходного движения:

  • толщина элемента мощения — 45мм;
  • монтажный слой подсыпки — 30-50мм;
  • слой щебня фракции 5-20мм — 100-150мм;
  • стабилизированный грунт согласно проекту.

Для движения легковых автомобилей:

  • толщина элемента мощения — 60мм;
  • монтажный слой подсыпки — 30-50мм;
  • слой щебня фракции 5-20мм — 50мм;
  • слой щебня фракции 20-40мм -150мм;
  • стабилизированный грунт согласно проекту.

Для движения грузовых автомобилей:

  • толщина элемента мощения — 80мм;
  • монтажный слой подсыпки — 30-50мм;
  • слой щебня фракции 5-20мм -100-150мм;
  • слой щебня фракции 20-40мм -400мм;
  • стабилизированный грунт согласно проекту.